
Министерство энергетики РФ заинтересовано в развитии конкуренции на рынке электроэнергии, но двигаться в этом направлении нужно поэтапно, считает заместитель министра Юрий Маневич.
Что «убивает» конкуренцию?
– Наступила эпоха технологического развития: продолжаются процессы цифровизации, развития интеллектуального учета, которые будут существенно влиять на рынок. Возможно, через пять лет участники отрасли столкнутся с совершенно другой энергетикой, другим, более развитым рынком, где будет больше механизмов конкуренции, чем есть сегодня, – рассказал замглавы Минэнерго Юрий Маневич в ходе ежегодной профессиональной конференции «Новая Россия – новая энергетика. Генерация будущего», которая недавно прошла под эгидой Ассоциации «Совет производителей энергии».– Мы не хотим никаких революций. Мы за спокойный путь в направлении нормальной конкуренции, – заявил он.
Тем не менее в настоящее время нужно решать текущие проблемы, которые, как подводные камни, препятствуют в том числе развитию конкуренции на рынках электроэнергии.
– Одним из показателей конкурентной среды является рыночная концентрация, – говорит председатель правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров. – По нашим оценкам, концентрация рыночной власти генерирующих компаний на оптовом рынке в 2008‑2019 годах выглядит следующим образом: умеренный уровень в первой ценовой зоне, высокий во второй. Причем в обеих зонах показатели концентрации растут. Кроме того, заметный вклад в ограничение конкуренции на оптовом рынке вносит наличие сетевых ограничений, препятствующих перетокам электроэнергии между регионами. В части усиления конкуренции расширение сетевой инфраструктуры в определенной степени может заменить строительство новых генерирующих объектов.
Упомянул Максим Быстров и так называемый административный фактор ограничения конкуренции – появление субъектов Российской Федерации, на территории которых поставка электроэнергии и мощности осуществляется по регулируемым ценам.
– В настоящее время девять субъектов РФ работают на рынке в «особых условиях», другие регионы также предпринимают попытки войти в число «избранных». Как следствие, инвестиционные сигналы и стимулы к вложениям в повышение эффективности работы, которые получают генераторы на оптовом рынке, слабеют. В то же время нарастает перекрестное субсидирование. Позиция Совета рынка по данному вопросу проста, ее поддерживает, как нам кажется, и правительство РФ, и Минэнерго РФ, и курирующий вице-премьер: никаких новых регионов регулируемыми договорами не должно появляться на энергетической карте страны.
Ко всему прочему, спикер упомянул о ситуации с нерыночными обременениями на рынке мощности – данный фактор снижает эффективность конкурентных инструментов.
– В 2011 году «условно рыночный» сектор – КОМ и генерация, отобранная для работы в вынужденных режимах, соответствовал 86 % платежа потребителей за мощность. Сегодня его доля сократилась до 19 %, а сумма, уплачиваемая потребителями за мощность, выросла более чем втрое. К 2021 же году порядка 81 % суммарного платежа за мощность – 667 миллиардов рублей – будет приходиться на разного рода нерыночные надбавки. Мы вынуждены констатировать, что рынок мощности превратился в механизм финансирования различного рода проектов, считающихся приоритетными для страны. Конечно, понимаем необходимость подобных проектов, но представляется, что реализовывать их нужно не за счет рынка мощности, таким образом мы просто убьем конкуренцию. К сожалению, есть понимание, что в ближайшее время отказаться от такого подхода вряд ли получится. Но даже в этих условиях необходимо прибегать к максимально возможному использованию конкурентных механизмов, например, как это было сделано в случае с КОММод.
Прокомментировал Максим Быстров и ситуацию с конкуренцией, сложившуюся на розничных рынках электроэнергии:
– В настоящий момент на рознице фактически существуют локальные монополии гарантирующих поставщиков, которые контролируют порядка 2 / 3 реализации электроэнергии. Более того, действующий механизм трансляции ГП оптовых цен на розницу не стимулирует их к повышению экономической эффективности работы на опте. И если крупные потребители имеют возможность выйти на оптовый рынок, для розничных потребителей возможность смены поставщика представляет собой сложную задачу. В качестве одного из возможных решений может стать создание единых региональных баз данных розничных потребителей, что в перспективе позволит обеспечить доступ к информации о потребителях, данным о коммерческом учете и о финансовых расчетах. Позволит сформировать доверительную среду для участников рынка, снизит издержки и риски потребителей при смене поставщиков и даст возможность независимым сбытам конкурировать с ГП.
Нужно вручную менять условия
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный акцентировал внимание на том, что первые отборы в рамках программы модернизации генерации выявили ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие конкуренции в электроэнергетике.– Итоги первого же отбора подтвердили прогнозы – высокая конкуренция и отбор исходя из критерия минимизации затрат привели к отбору проектов с минимальным набором обязательных мероприятий в отношении наиболее востребованного и экономичного оборудования, – комментирует парламентарий. – Подавляющее большинство мероприятий сведено к проведению средней или неглубокой по объему модернизации и направлено преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038‑2040 годов. Наш Комитет, рассмотрев вопрос, рекомендовал правительству оперативно изменить условия проведения конкурсов, чтобы получить не только продление паркового ресурса, но и глубокую модернизацию оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использование парогазового цикла, с учетом максимума возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов. Я рад, что часть рекомендаций была услышана.
По итогам второго отбора в программу попал большой объем ТЭЦ-проектов, доля которых приблизилась к 50 %, в отличие от первого аукциона, где преобладали проекты замены котлов, на нынешнем отборе существенную долю составили обновления турбин, а отбор прошли более капиталоемкие проекты. Хочу обратить внимание на то, что для преодоления проблемы «отбора по критерию дешевизны» и достижению целей модернизации приходится вручную менять условия конкурса. Это значит, что экономических стимулов для глубокой модернизации тепловой генерации как не было, так и нет. Я убежден: причина во многом кроется в отсутствии межтопливной конкуренции, в том, как сегодня регулируется рынок газа. Искусственно занижаемые регулируемые цены на газ мешают развитию не только газовой, но и электроэнергетической отрасли. Нам необходима реформа внутреннего рынка газа. Впрочем, это – тема для отдельного профессионального разговора.
Экс-замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко полагает, что текущая ситуация удобна всем – генераторам, власти и потребителям, поскольку все в ней прижились и умеют ею пользоваться.
– Существующая модель настолько регулируемая, что позволяет предпринимать любые действия. И в текущих реалиях вряд ли кто‑то будет менять этот инструмент на что‑то другое, – отметил спикер.
Председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Борис Аюев считает, что развитие рынка обусловлено тем, какие человечество имеет возможности, знания и компетенции. А сам рынок можно рассматривать как производную от системы отношений его участников.
– К настоящему моменту в мире не придумано принципиальных усовершенствований средств расчетов, систем управления и функционирования рынка, – заметил эксперт, добавив, что сегодня нужно работать в части снятия технологических ограничений по перетоку электроэнергии (мощности) между зонами ЕЭС. Также не стоит откладывать в долгий ящик такое фундаментальное системное ограничение, как технологическая связь ОЭС Востока и ОЭС Сибири.
На кого переложим ответственность?
Конкретное предложение внесла председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина. По ее мнению, следует переложить все надбавки в сетевой тариф. В этом случае потребитель платит через сетевой тариф, и ничего не перекладывается в цену опта. Таким образом, кстати, собираются надбавки в Европе на строительство ВИЭ. Госпожа Панина полагает, что в этом случае будет чистый опт и ни у потребителей, ни у генераторов не будет стимулов уходить в розницу.– Часть ответственности будет переложена на губернаторов – если в тарифе «лежит» много ненужного, губернаторы подумают, надо ли строить новый энергообъект, – подчеркнула она.
С предложением о некомпенсации расходов за нерыночные надбавки выступил директор по работе с естественными монополиями РУСАЛ Максим Балашов:
– Для крупных энергоемких потребителей, которые обеспечивают определенный объем экспортного потенциала, необходима специальная формула учета введенных надбавок. Необходимо ввести ответственность правительства: при принятии решения о новой надбавке нужно учитывать, насколько это сдерживает рост экспорта и промышленности, и учитывать эти потери по итогам года, компенсирую часть, которая превышает ИПЦ. Если удастся сохранить крупных потребителей, значит, сохраним стабильное потребление электроэнергии в энергосистеме.
Материал взят с разрешения администрации сайта https://www.eprussia.ru/

+7 (927) 707-00-43 |
info@rnstroy.ru, regionstrоy.samara@mail.ru |
|