Российские энергосбытовые компании ждет в 2020 году масштабная проверка на прочность. Речь идет о введении лицензирования энергосбытовых компаний, которое откладывалось несколько лет и станет обязательным с 1 июля 2020 года.
Уже внесены изменения в Кодекс об административных правонарушених (КоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение лицензионных требований и осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии. Внесены поправки в Закон от 26 марта 2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике», определяющие лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности (включая отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о нахождении лицензиата или соискателя лицензии в процессе ликвидации, отсутствие в отношении лицензиата или соискателя процедуры ликвидации или банкротства).
На очереди – утверждение Правительством РФ Положения о лицензировании, регламентирующего порядок выдачи лицензий, перечень необходимых для получения лицензий документов, правила проверки соответствия лицензионным требованиям и организации внеплановых проверок.
Хорошо забытое старое
Проект Положения о лицензировании, включенный в «Стратегические задачи лицензирования энергосбытовой деятельности» Минэнерго РФ, включает ряд требований к финансовому состоянию и дисциплине энергобытовых компаний, в том числе – контроль текущих платежей не менее 70 %, контроль платежной дисциплины в виде подтвержденных судом долгов за год в размере не более среднемесячной стоимости услуг.Предусмотрены и требования к контролю общей финансовой устойчивости. Так, оборачиваемость общей кредиторской задолженности должна составлять не более 55 дней, обороты по банковским счетам должны соответствовать минимум 80 % от общих обязательств на рынках электроэнергии и мощности. Доля просроченной кредиторской задолженности должна составлять не более 20 %, при этом компания должна подтвердить свою способность погасить имеющиеся кредиты за 6 лет. Предусмотрены и требования к качеству обслуживания потребителей, включая наличие достаточного количества центров очного обслуживания клиентов.
В настоящее время, подчеркивает Юрий Маневич, контроль качества таких услуг отсутствует, так что федеральные органы, Администрация Президента, Правительство РФ «завалены жалобами граждан».
– Лицензирование энергосбытовой деятельности – не что иное, как хорошо забытое старое, – напоминает советник практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Татаринов. – Вплоть до 2012 года законодательство РФ предусматривало лицензирование энергосбытовой деятельности. К сожалению, это не уберегло поставщиков энергии и сетевых компаний от негативных последствий ухода с рынка ряда крупных энергосбытовых компаний.
Устранить звенья
Одно из вероятных последствий введения механизма обязательного лицензирования энергосбытов, о котором говорят опрошенные «ЭПР» эксперты, – постепенное сокращение числа энергосбытовых компаний и (или) их постепенное укрупнение, а также «перехват» сетевыми организациями функций энергосбытовой деятельности в ряде наиболее проблемных регионов.– В какой‑то степени это повысит эффективность энергоснабжения, поскольку будут устранены промежуточные и проблемные звенья в цепочке поставщик – потребитель, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. – С другой стороны, это может привести к снижению конкуренции и росту монополизации локальных рынков.
Впрочем, масштабного передела рынка ждать не стоит, с учетом того что изменения в Закон об электроэнергетике, предусматривающие переход к обязательному лицензированию энергосбытовых компаний, были внесены еще в декабре 2017 года, считает Юрий Татаринов.
– У энергосбытовых компаний было достаточно времени для того, чтобы обеспечить выполнение минимальных требований в части лицензирования. Тем не менее, вопросы, связанные с выполнением энергосбытовыми компаниями требований о «нормативе» минимальной задолженности за услуги по передаче электрической энергии, зачастую носят системный характер. Они зависят от особенностей тарифного регулирования в том или ином регионе. По этой причине отдельные энергосбытовые компании могут впоследствии «уйти» с рынка, – уверен эксперт.
Осторожность в оценках относительно доли энергосбытовых компаний, которые могут покинуть рынок, проявляет и некоммерческое партнерство «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний». «Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое должно прояснить многое, еще не вышло», – поясняет Ассоциация. – Это затрудняет прогнозирование относительно того, у кого из энергосбытовых компаний больше шансы получить лицензию и остаться на рынке. Тем не менее мы можем сказать, что большинство замечаний энергосбытового сообщества были в той или иной мере учтены разработчиками в рамках процедуры общественного обсуждения проекта постановления «О лицензировании энергосбытовой деятельности».
Механизм «зачистки»
Сегодня в России уже действует механизм «зачистки» рынка от проблемных энергосбытовых компаний, накопивших долги как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии. Он касается гарантирующих поставщиков – ключевых энергосбытовых компаний в регионах, которые обязаны заключить договор купли-продажи с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии, не ушедшим на оптовый рынок, или к независимой энергосбытовой компании. Лишение статуса ГП, в том числе и из‑за долгов, крайне болезненно и грозит потерей всего бизнеса. Именно нарушение платежной дисциплины стало причиной самых громких «сбытовых» скандалов 2018 года – лишение статуса ГП трех компаний в Челябинской и Свердловской областях – ООО «Новоуральская энергосбытовая компания», АО «Роскоммунэнерго», ПАО «Челябэнергосбыт». Статус ГП был временно передан ОАО «Россети Урал», затем он перешел в конкурсном порядке другим компаниям.
Позволит ли возвращение к лицензированию создать дополнительный рычаг воздействия на проблемные энергосбытовые компании, включая и ГП?
– Лицензирование поможет разобраться с неплатежами, накопленными по вине сбытовых компаний, но на сегодня это не главная составляющая их долгов, – считает Алексей Калачев. – Как правило, в балансе энергосбытовых компаний сумма кредиторской задолженности не намного превышает сумму дебиторской задолженности. Иными словами, основной объем долгов сформирован потребителями. Конечно, сбытовые компании постараются повысить собираемость платежей потребителей, но вряд ли это возможно в полном объеме.
– Проблема масштабных задолженностей в энергетике не нова, ее основа лежит в экономической, а не в правовой плоскости, – напоминает Юрий Татаринов. – Если говорить об исторических фактах, то еще до реформы РАО ЕЭС, в 1999‑2000 годах, из‑за кризиса неплатежей, вексельных «схем» и бартерных сделок в энергетике была весьма актуальна проблема веерных отключений. При этом действовавшее в тот момент законодательство относило деятельность по реализации электрической энергии к лицензируемой. Последовавшая реформа электроэнергетики позволила отчасти решить проблему неплатежей и сместить базовую точку формирования задолженности на энергосбытовые компании.
Победить эту проблему не помогают и штрафные санкции – такие, как применение повышенной неустойки за просрочку оплаты услуг по передаче электрической энергии, которое не оказало существенного влияния на проблему взаиморасчетов. Если у конечных потребителей попросту нет денег, они не будут платить вне зависимости от того, какая неустойка предусмотрена в законе, это так или иначе отразится и на финансовых расчетах энергосбытовых и электросетевых компаний независимо от того, какими лицензиями те обладают. Кроме того, нельзя забывать и наличие правоприменительной практики, согласно которой в ряде случаев суды снижают данную неустойку.
Материал предоставлен по согласованию с администрацией сайта https://www.eprussia.ru/
Звоните +7 (927) 004-92-79+7 (927) 707-00-43 |
info@rnstroy.ru, regionstrоy.samara@mail.ru |
Перейти в |